Размер шрифта:
Тип шрифта:
Цвета сайта:
Изображения:
Интервал между буквами (Кернинг):
Межстрочный интервал:
Выберите шрифт:
Выбор цветовой схемы:

  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОКЛАД О СОСТОЯНИИ ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ – 2020

 

По итогам 2019 года уровень энергоемкости ВВП составил рекордно низкое значение за период последних пяти лет (9,62 т.у.т./млн руб. в ценах 2016 года). Валовое

потребление топливно-энергетических ресурсов по сравнению с аналогичным показателем прошлого года снизилось на 6,6 млн т.у.т. при росте ВВП Российской Федерации

на 1,3%.

Соответствующее снижение энергоемкости российской экономики было вызвано реализацией мероприятий по энергосбережению и повышению энергоэффективности прежде

всего в энергоемких секторах. Так, увеличение эффективности использования топлива генерирующим оборудованием электростанций при производстве электрической

энергии (как за счет введения в эксплуатацию энергоэффективного оборудования, так

и за счет оптимизации балансов производства электрической и тепловой энергии) обеспечило снижение потребления топливно-энергетических ресурсов до 80% от общего

объема экономии по электроэнергетическому сектору в целом (совокупное снижение

составило 1,41 млн т.у.т.). В жилищно-коммунальном хозяйстве снижение потребления

топливно-энергетических ресурсов в 2019 году (на 5,16 млн т.у.т.) было обусловлено

преимущественно климатическим фактором. Кроме того, стоит отметить экономию

в потреблении энергоресурсов в секторе сферы услуг и бюджетными организациями

в размере 3,39 млн т.у.т., при этом влияние технологического фактора составило более 80%.

Вместе с тем по отдельным секторам экономики наблюдался рост потребления топливно-энергетических ресурсов: в добывающей промышленности – на 7,5 млн т.у.т.,

в теплоснабжении – на 1,5 млн т.у.т. Негативная тенденция в секторе теплоснабжения

главным образом объясняется динамикой выработки тепловой энергии на низкоэффективных котельных, на которых показатели удельного расхода топлива заметно превышают аналогичные величины по тепловым электростанциям, работающим в когенерационном режиме.

На уровне субъектов Российской Федерации в 2019 году прослеживалась существенная дифференциация энергоемкости региональных экономик: различия в данном

показателе доходили до 15 раз (например, энергоемкость в г. Москве составила 37 кг.у.т.

на 10 тыс. руб., в Липецкой области – 553 кг.у.т. на 10 тыс. руб.). В среднем по стране соответствующий показатель сложился на уровне 221 кг.у.т. на 10 тыс. руб.

В 2019 году в регионах продолжалась реализация программ в области энергоэффективности и энергосбережения, что привело к экономии энергоресурсов в размере

41,5 млрд руб. в стоимостном выражении. Валовый объем финансирования данных программ по сравнению с 2018 годом вырос в 1,6 раза и составил 136,3 млрд руб. совокупно

с учетом бюджетных и внебюджетных источников. Однако сохранялась значительная

диспропорция в объемах ресурсного обеспечения соответствующих мероприятий на

региональном уровне. Кроме того, в 16 регионах Российской Федерации финансирование мероприятий по повышению энергоэффективности и энергосбережению отсутствовало, в 6 из них соответствующие мероприятия не были предусмотрены.

Существенная региональная дифференциация наблюдалась также и в инструментах, используемых в рамках программ по повышению энергетической эффективности и энергосбережению. Так, масштабная реализация энергосервисных договоров, заключаемых

собственниками многоквартирных домов, осуществлялась только в Москве. За период

2017-2019 годов суммарная стоимость соответствующих договоров превысила 4 млрд

руб. При этом суммарное количество энергосервисных договоров (заключенных в рамках конкурсных процедур 44-ФЗ и 223-ФЗ) в целом по стране в 2019 году снизилось

на 13% по сравнению с уровнем 2018 года.

8

В части оснащенности многоквартирных домов общедомовыми приборами учета как

важной косвенной меры, влияющей на энергоэффективность данного сектора, можно

констатировать рост соответствующего уровня на 4,43% по основным видам потребляемых ресурсов. При этом наибольший процент оснащения приборами пришелся на учет

потребления электрической энергии – 72% для общедомовых приборов и 96% для

индивидуальных приборов учета. Также в 2019 году в целом по Российской Федерации

наблюдался рост количества высокоэффективных светодиодных светильников, доля

которых составила более трети в общем объеме используемых световых элементов.

Реализация соответствующих региональных программ в области энергоэффективности и энергосбережения в 60 субъектах Российской Федерации осуществлялась при

активной информационно-аналитической и экспертно-методологической поддержке

региональных центров в области энергоэффективности и энергосбережения. Функционирование данных центров в соответствующих регионах позволило повысить эффективность проектов, направленных на реализацию государственной политики в области

энергоэффективности.

Несмотря на положительную динамику энергоемкости, в 2019 году, темпы повышения

энергоэффективности экономики в России отставали от среднемировых показателей.

Вместе с тем проводимая государственная политика в области повышения энергетической эффективности уже в ближайшие годы может заметно улучшить соответствующие

результаты и параметры функционирования российской экономики.

В 2019 году принято 9 нормативных правовых актов, направленных на повышение уровня энергетической эффективности экономики Российской Федерации. Отдельно можно

отметить принятие постановления Правительства Российской Федерации от 7 октября

2019 г. № 1289, которым были утверждены требования к снижению государственными (муниципальными) учреждениями в сопоставимых условиях суммарного объема

потребляемых топливно-энергетических ресурсов и воды.

В 2019 году федеральными органами исполнительной власти разрабатывались 3 документа стратегического планирования, затрагивающих вопросы энергоэффективности

и энергосбережения: Энергетическая стратегия Российской Федерации на период

до 2035 года, Стратегия развития строительной отрасли и жилищно-коммунального

хозяйства Российской Федерации на период до 2030 года, Сводная стратегия развития

обрабатывающей промышленности Российской Федерации до 2024 года и на период

до 2035 года.

Среди общесистемных мер повышения энергоэффективности следует отметить заключение долгосрочных целевых соглашений по снижению потребления топливно-энергетических ресурсов, внедрение механизма белых сертификатов и установление запрета

на оборот ламп накаливания.

Ключевыми драйверами повышения энергоэффективности электроэнергетического

сектора должны стать введение пороговых значений КПД для разных видов электростанций и внедрение стандартов экономичности для дизельных электростанций. Совокупно по сектору к 2030 году за счет реализации указанных мер прогнозируется объем

экономии топливно-энергетических ресурсов в размере 33,8 млн т.у.т.

В теплоснабжении следует обеспечить ускорение темпов модернизации котельных

и тепловых сетей. При этом особое внимание будет уделено тиражированию механизма «альтернативной котельной» на территории всей страны. Прогнозный объем экономии топливно-энергетических ресурсов в теплоснабжении составляет 2,2 млн т.у.т.

к 2030 году.

9

В секторах обрабатывающей и добывающей промышленности совокупное потребление

энергетических ресурсов к 2030 году снизится на 25,8 т.у.т. преимущественно за счет

реализации вышеперечисленных общесистемных мер государственной политики.

Повышение энергоэффективности в транспорте предлагается достичь за счет стимулирования использования электрических и гибридных автомобилей, а также ужесточения

требований по расходу топлива к транспортным средствам, закупаемым на государственные и муниципальные нужды. Совокупно по сектору к 2030 году за счет реализации указанных мер прогнозируется объем экономии топливно-энергетических ресурсов

в размере 11,0 млн т.у.т.

В сфере услуг и бюджетных организациях повышение энергоэффективности (экономия

энергетических ресурсов в размере 2,1 млн т.у.т. к 2030 году) планируется обеспечить

за счет установления требований по энергоэффективности при осуществлении закупок

для государственных и муниципальных нужд, а также путем формирования стимулов

для масштабирования практики применения энергосервисных контрактов.

Прогнозируемая экономия энергоресурсов в жилищно-коммунальном хозяйстве составляет 19,8 млн т.у.т. к 2030 году. Достижение соответствующих показателей планируется

за счет реализации мер по ужесточению требований к использованию энергоресурсов

в общественных местах, а также критериев энергоэффективности многоквартирных

домов и иных зданий.

За счет активной государственной политики в области повышения энергетической

эффективности экономики в Российской Федерации за период с 2021 г. по 2030 г.

совокупное потребление топливно-энергетических ресурсов может снизиться

на 466 млн т.у.т. Использование имеющегося потенциала повышения энергоэффективности в России в числе прочего будет способствовать сокращению выбросов парниковых газов в объеме более 900 млн тонн СО2-экв. к 2030 году.

Дата создания: 17.05.2021 15:40

Дата последнего изменения: 17.05.2021 17:22

На главную страницу